30-я Казахстанская Юбилейная Международная Выставка «Здравоохранение»

30-я Казахстанская Юбилейная Международная Выставка «Здравоохранение»

Цена на иностранные препараты вырастет на 35-40%

Каким будет фармрынок после девальвации, рассказал Вячеслав Локшин

На долю фармрынка последнее время выпало немало трудностей. Две девальвации – в прошлом году и в этом, создание единого рынка лекарственных препаратов между странами ЕАЭС и вступление Казахстана в ВТО поставили отрасль в трудное положение. Каким будет фармрынок после девальвации? Как поведут себя местные производители и стоит ли ожидать повышения цен на лекарства при нынешней экономической ситуации? Об этом деловой еженедельник «Капитал.kz» побеседовал с главой Ассоциации международных фармпроизводителей в РК Вячеславом Локшиным.

- Вячеслав Натанович, какова нынешняя ситуация на отечественном рынке фарминдустрии? Чем характеризуется развитие отдельных звеньев отечественного фармрынка?

- Надо сказать, что казахстанский фармрынок сегодня считается вполне сформировавшимся. Его становление началось еще в 1992-1993 годах, и сегодня на нашем рынке можно встретить практически всех игроков мировой фарминдустрии. Сейчас благодаря активной реализации ГПФИИР доля отечественных производителей выросла до 15-20% в общем объеме рынка. Если говорить о госзакупках, то отечественные производители продают более 50% упаковок, или 30% в денежном выражении. Но, как видите, даже в госзакупках 70% средств тратится на лекарства, которые производятся международными фармацевтическими производителями, есть часть препаратов из ближнего зарубежья. Часть препаратов приобретается из стран, которые вошли в ЕАЭС, в частности, из России и Беларуси.

- В чем причина такого положения дел? Почему локализация местного производства не достигает 50%?

- Тут нужно сказать, что сегодня ни одна страна мира больше чем 40% собственной продукции на фармрынке не производит. Например, такая развитая страна в фармацевтике, как Израиль, обеспечивает себя на 30% лекарственными препаратами, хотя там локализуется самая крупная в мире фирма по производству дженериков ТЕVA. Дело в том, что у Казахстана таких потребностей просто нет. Нет необходимости локализовать весь рынок. К тому же рынок невелик, ведь нас всего чуть больше 17 миллионов.

Например, самые дорогие препараты, используемые для лечения редких заболеваний, онкологии, диабета, – это всегда уникальное производство. Для того чтобы организовать такое производство, надо как минимум полмира ими обеспечивать, иначе производство будет нерентабельным. Да и затраты на создание таких молекул сегодня превышают $1 млрд, это под силу только мировым фармгигантам.

- Будет ли расти количество местных производителей? И, если опираться на ваш пример с Израилем, нужно ли Казахстану, чтобы фармрынок рос?

- Сейчас государством поставлена задача довести объем отечественного производства лекарственных препаратов до 50%. В принципе, эта задача практически выполнена. В госзакупках эта цифра уже больше. Если снова опираться на мировой опыт, опыт самых передовых стран, например, США, Франции, Швейцарии, мы видим, что эти страны не производят больше 30-40% локально. Сегодня мировая фарминдустрия не может быть ограничена государственными границами. Как медицина, так и лекарства не имеют национальности. От них требуются высокое качество, эффективность и, конечно же, доступность.

В отношении Казахстана – у нас рынок не очень большой, а выйти на рынки России и Беларуси не так-то просто. Фарминдустрия в этих странах имеет гораздо большую историю. Таким образом, местным производителям, работающим на просторах ЕАЭС и имеющим единый фармрынок, тоже придется быть готовыми к конкуренции. Нам придется конкурировать с российскими и белорусскими производителями, которые давно уже известны на постсоветском пространстве и имеют высокие стандарты качества. Из-за этого сегодня большинство местных производителей лекарственных препаратов реорганизовало производство в соответствии с международными стандартами качества. Так как если его не будет, производитель не сможет продавать свои лекарства на просторах ЕАЭС и при госзакупках. ГПФИИР сыграла свою позитивную роль. В Казахстан пришли серьезные инвестиции из-за рубежа. Большая часть отечественных фармзаводов была куплена иностранными фармпроизводителями, параллельно строятся новые фармпроизводства при участии иностранного капитала.

- Каков объем местного рынка?

- Отечественный рынок достаточно маленький. Сегодня он оценивается в $1,8 млрд в аптечных ценах. Если взглянуть на динамику рынка, до прошлого года он показывал рост в 15-18%. В прошлом году в денежном выражении рынок снизился на 10%. Такая цифра была обусловлена падением рынка за счет коммерческого сегмента. То есть если госзакупки оставались примерно на том же уровне или даже немного выросли, то аптечный рынок показал снижение от 5-15%.

- Будет ли расти цена на лекарства из-за девальвации?

- В начале года показатели стали расти. Прогнозировалось, что этот рост будет на 5% выше предыдущего года. При нынешней ситуации, когда тенге отправили в свободное плавание, ситуация осложнилась. В первую очередь такое положение дел приведет к росту цен на лекарственные препараты. Подрастут в цене как отечественные, так и иностранные лекарства. Думаю, через 3-4 месяца мы увидим, что цена на иностранные препараты выросла на 35-40%, то есть в примерном соотношении с курсом иностранной валюты. Например, если вчера препарат стоил $5 по курсу 188 тенге за доллар, то уже сегодня курс изменился и, соответственно, изменилась и цена на него. В свободно конвертируемой валюте ситуация тоже изменится, так как граждане не смогут покупать многие дорогостоящие препараты. Эта тенденция была уже в прошлом году. То есть проявилась тенденция на покупку более дешевых препаратов, произведенных в странах ближнего зарубежья. Многие дорогостоящие препараты окажутся попросту не по карману многим казахстанским гражданам.

- Стоит ли ждать помощи со стороны государства в этом вопросе? Как оно реагирует на сложившуюся ситуацию?

- Надо сказать, что Казахстан уникален среди остальных стран СНГ тем, что у нас 50% рынка представлены государственными деньгами. То есть у нас за счет средств гарантированного объема бесплатной медицинской помощи закупаются препараты в больших объемах. Вот в этом году государство должно было закупить препаратов на 130 млрд тенге, это довольно крупная сумма. Из них около 60% закупается для госпитального сегмента здравоохранения. Это средства, которые выделяются единому дистрибьютору «СК-Фармация», и 40% для амбулаторного отпуска.

В принципе, всех граждан, нуждающихся в медпрепаратах, государство обеспечивает за счет социальной направленности части бюджета. Это позволяет как-то защитить людей, которым необходимы дорогостоящие препараты, те, стоимость которых достигает $10 тыс. Государственные деньги дают надежную гарантию пациентам.

В прошлом году, когда произошла девальвация, отечественные производители смогли по большей части за счет собственных средств осуществить поставку более 90% потребностей государства по тем ценам, которые были до девальвации. Сегодня такие возможности, я думаю, уже исчерпали себя. Слишком глубокое падение в этом году не позволит дистрибьюторам делать аналогичную наценку на препараты.

- А какова наценка на лекарства в РК?

- Средняя наценка дистрибьюторов на препараты составляет 7-15%, у аптек – 12-25%. А так как на этом рынке цена на препараты регулируется самим рынком за счет конкуренции, я думаю, что если цены на государственные закупки не будут изменены, то есть риск, что многие лекарственные препараты не смогут быть поставлены. Мы уже имели такой опыт в прошлом году, когда некоторые вакцины не могли быть поставлены на рынок, так как их производство, как говорится, «из колес покупает» любая страна мира вне зависимости от упаковки.

И, конечно, производитель продает в ту страну, где цена выгоднее. Поэтому в прошлом году некоторые вакцины не были поставлены. Хорошо, что у государства были некоторые запасы. И, несмотря на то что цена изменилась, поставки все же были осуществлены.

Сейчас дистрибьюторы, бизнес, аптеки ведут переговоры с министерством здравоохранения о возможных компенсациях со стороны государства. В противном случае на рынке могут быть проблемы не со всеми, но с некоторыми медикаментами.

- Будут ли повышаться цены на отечественные лекарства?

- Главная составляющая любого лекарства – субстанция. Ее не производят у нас в стране. Местным компаниям надо очень много покупать за рубежом: и упаковку, и субстанцию для производства, и оборудование. Поэтому я думаю, что компании все-таки будут как-то компенсировать свои потери за счет курса. Я думаю, что цена на лекарственные препараты местного производства будет расти на 10-15%. При нынешнем курсе компании не смогут избежать затрат на покупку всех составляющих, отсюда и повышение цен на лекарства.

- Получается, что главным гарантом обеспечения населения лекарственными препаратами в Казахстане по-прежнему является государство. Насколько охотно оно сейчас вступает в переговоры с фармпроизводителями?

- В этом году государство начало прямые переговоры с производителями лекарственных препаратов. К слову, это первый раз, когда государство в лице Минздрава идет на прямой контакт с участниками рынка. К сожалению, результаты переговоров нивелировались, так как они завершились где-то в конце июля, а изменение курса валют произошло в августе. Таким образом, оказались бессмысленны, так как, наоборот, цены надо было оставлять на старом уровне, после изменения курса их было бы легче компенсировать. Сейчас идут переговоры, и решается вопрос, как осуществить закупки для последнего квартала 2015 года.

Понимая свою ответственность, и производители, и дистрибьюторы, и участники этого рынка заключили меморандум с Минздравом еще в марте о замораживании цен на 200 наименований лекарственных препаратов, которые наиболее часто потребляются социально незащищенными слоями населения, и эти цены мы должны сохранить до конца года. Получается, что издержки бизнес возьмет на себя, потому что в этом списке есть и препараты, их около 30%, сделанные за рубежом.

- Что вы можете сказать о влиянии ВТО на отечественный фармрынок?

- В первую очередь придется привести наше законодательство в соответствие с требованиями ВТО. То есть все льготы, которые имеют отечественные производители, должны быть нивелированы. Например, сегодня существует разница в оплате при регистрации товаров или какие-то другие различия. Все это должно быть приведено в соответствие. Конкурировать со всем миром будет еще сложнее, чем только в рамках ЕАЭС. Но для потребителя это больше плюс, чем минус. Так как подобная интеграция позволит привлечь на рынок больше разнообразных препаратов, потребитель сможет получить более качественную продукцию за меньшую цену.

Капитал.kz (Алматы), № 30 (502), 10.09.2015