Системе здравоохранения Казахстана по силам решать большие глобальные задачи
Системе здравоохранения Казахстана по силам решать большие глобальные задачи. Об этом Казинформу сообщил ректор Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова доктор медицинских наук Айкан Аканов.
- Айкан Аканович, сегодня во всех медицинских организациях идет обсуждение государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2016 - 2020 годы «Денсаулык-2020».
- Да, и надо сказать, что каждая этапная программа является событием в системе здравоохранения, так как на ближайшие годы определяется вектор его развития, появляются новые направления, решаются чрезвычайно важные вопросы, касающиеся здоровья населения. Как организатору здравоохранения мне эта тема очень близка. Мне довелось быть членом рабочей группы по внедрению обязательного медицинского страхования в 1995 г., спустя три года - руководителем рабочей группы программы «Здоровье народа», определившей основные приоритеты системы здравоохранения. Затем я руководил рабочей группой программ «Год здоровья» в 2002-м и «Реформирование развития здравоохранения» на 2005-2010 годы. Программа «Саламатты Қазақстан» 2011-2015 года с акцентом на реформу стационарного звена и создание единой национальной системы здравоохранения также активно обсуждалась экспертным сообществом.
Пройдя всю историю развития отечественного здравоохранения и пропустив ее через себя, я смотрю на новую государственную программу «Денсаулык-2020» с высоты почти 20-летней истории реформы здравоохранения. Многие коренные и системные вопросы отечественного здравоохранения решены правильно и продолжают осуществляться в верном направлении. Пришла новая генерация врачей, менеджеров и организаторов здравоохранения, которые имеют блестящее отечественное и зарубежное образование.
За это время появились и активно работают такие мощные современные центры, как Национальный медицинский холдинг в Астане, ставший платформой внедрения современных медицинских технологий. Казахстанские врачи освоили и проводят сложнейшие операции на сердце, по пересадке органов, есть успехи в нейрохирургии, травматологии, кардиологии. Результатом госпрограммы «Реформирование развития здравоохранения» явилось развитие отечественной кардиохирургии: сегодня в Казахстане осуществляется по 60 тыс. операций в год. Успешно реализуются программы по туберкулезу, инфекционным болезням. Разворачивается программа по онкологии. Неплохие показатели достигнуты по материнству и детству. Проводятся уникальные профилактические мероприятия: в Казахстане действует 11 скрининговых программ с охватом 12 млн. человек.
Численность населения в республике увеличилась до 17 417,5 тыс. человек; показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 70,45 лет; снизилась общая смертность населения. Это еще раз показывает, что системе здравоохранения Казахстана по силам решать большие глобальные задачи.
- Акцент в программе «Денсаулык - 2020» делается на первичную медико-санитарную помощь?
- Совершенно верно. ПМСП будет занимать не менее, а, может быть, и более половины всех ресурсов здравоохранения, финансовых, технологических, человеческих. Ведь потребность населения - это решение проблем со здоровьем на первичном уровне, чтобы не запустить болезнь. И это совершенно логичный, естественный ход истории и развития нашей модели. Так принято во всех высокоразвитых странах мира. В Австралии, к примеру, на ПМСП выделяется 60% всех финансовых средств, во Франции 49%, в скандинавских странах за 50%. И поскольку Казахстан провозгласил себя социальным государством с сильной социальной политикой, в перспективе социальные услуги будут расширяться.
Такой подход требует серьезного пересмотра философии, укрепления «первички» лучшими силами. Как и какие медико-социальные услуги приблизить к населению - это тоже большая тема для обсуждения. На уровне ПМСП планируется внедрение полного, бесплатного, рецептурного отпуска лекарственных средств на амбулаторном уровне. Интересный момент: редко какое государство может позволить обеспечить население лекарствами на уровне первичной медико-санитарной помощи. Во многих странах действуют программы лишь по одному, отдельно взятому заболеванию, например, сахарному диабету.
- В программе усилена мысль, что не только государство, но и сам человек несет ответственность за свое здоровье...
- Это второй важнейший тезис программы - солидарная ответственность за здоровье. Если взять 30 наиболее продвинутых моделей здравоохранения, то одним из основных факторов на пути к идеалу, помимо финансирования, грамотного управления, является еще и фактор солидарной ответственности за здоровье.
Солидарная ответственность - это когда я разделяю с врачами бремя болезни. Мы каждый день являемся свидетелями того, что десятки молодых людей погибают вследствие автокатастроф. Мы видим случаи безответственного отношения к своему здоровью: курение, употребление алкоголя, ожирение. К сожалению, у нас население потребляет гарантированный объем медицинской помощи и не считает нужным отвечать за свое здоровье. И если бы люди отвечали, разделили эту ответственность за свое здоровье с государством и системой здравоохранения, то мы могли бы поднять эффективность сегодняшней модели в три-четыре раза.
Еще одним вызовом, на который мы должны ответить, является внедрение новых технологий. В мире существует огромное количество разработанных технологий по управлению болезнями, существуют международные протоколы лечения, принятые стандарты диагностики. Я думаю, если в ближайшие года два-три мы введем хотя бы эти два элемента - солидарную ответственность и новые технологии, то сегодняшняя система будет конкурентоспособна, и мы многие вопросы сможем в ближайшие три-пять лет снять. Президент Н.А. Назарбаев неоднократно говорит об этом в своих выступлениях. И государство, и работодатель, и пациент должны вместе отвечать за здоровье.
Я хочу сказать, что программа «Денсаулык - 2020» является подтверждением того, что система здравоохранения в Казахстане развивается в русле мировых трендов, и приближается к международным стандартам. Конечно, здесь, как и в любой концепции, есть вещи, которые требуют серьезного обсуждения.
Например, вопросы медицинского страхования. Мне кажется, что этот раздел должен быть предметом специальных обсуждений, как внутри отрасли, так и на национальном уровне. Предполагается, что работодатель, государство и сам работающий должны разделить эту ответственность за здоровье. Мы должны понять, что медицина и труд людей, которые оказывают помощь, оплачивается. Страхование само по себе не является самоцелью. Это инструмент реализации политики в области охраны здоровья, и оно направлено, в первую очередь, на развитие и внедрение солидарной ответственности за здоровье.
Дополнительным фактором может быть со-оплата. К примеру, в Японии, где я работал, 100% страхование населения дополняется со-оплатой пациентом за медицинские услуги независимо от социального статуса (10-30%). Это очень дисциплинирует людей, заставляет бережно относиться к своему здоровью. Конечно, в Казахстане эта проблема столкнется с уже сформированным среди населения иждивенческим, потребительским подходом. Но тем не менее ее следует решать.
Есть еще несколько особенностей программы, которые, я думаю, гарантируют реальность, эффективность и успех. Первая: в программе акцентируется мысль, что Казахстан должен ориентироваться на стандарты стран экономического сотрудничества и развития. Многие вещи будут изучаться, перениматься, адаптироваться, использоваться, исходя из опыта ОЭСР. Вторая особенность: политическая воля Президента Н.А. Назарбаева и политическая стабильность нашей страны. Из всего вышесказанного следует, что «Денсаулык -2020» является качественно новой, ориентированной на будущее программой, которая позволит Казахстану в ближайшем будущем войти в 30-ку наиболее развитых стран мира.